Владельцы квадрокоптеров гражданского назначения весом от 0,250 до 30 кг теперь должны проходить обязательную государственную регистрацию. Постановка на учет производится ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Пакет документов для регистрации можно направить в электронном виде, что значительно упрощает данную процедуру.
Стоимость учета летательного аппарата должна составить около 300 рублей. После регистрации пилот получает RFID-метку, позволяющую считывать данные о коптере и его владельце по воздуху на расстоянии до 300 м.
Порядок регистрации подробно изложен в законе «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», дополненном пакетом поправок. Однако, на данный момент механизм регистрации еще не запущен и база данных БПЛА отсутствует. В сложившейся ситуации нам остается продолжать летать и следить за ситуацией.
30 марта 2016 года вступил в силу федеральный закон от 30 декабря 2015 года "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов". Документ должен был регулировать использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА или дронов) и был направлен на повышение общего уровня авиационной безопасности.
Оператор коптера наделялся бы статусом командира воздушного судна (КВС), накладывая обязанность безопасного выполнения полета. Оператор обязан бы был иметь свидетельство внешнего пилота.
Порядок регистрации и учета БПЛА в законе описан не был и должен был регламентироваться дополнительным постановлением. Проект дополнительного постановления 30 марта 2016 года был размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале www.regulation.gov.ru.
Дата окончания общественного обсуждения, согласования проекта дополнительного постановления, а также выхода дополнительного постановления правительства о порядке регистрации БПЛА не была определена. Фактически, закон о регистрации БПЛА должен был действовать только после выхода дополнительного постановления правительства, пока не утвердят схему регистрации, ответственное ведомство, портал и сроки регистрации.
Согласно проекту постановления "Об утверждении порядка учета беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации", функциями регистратора БПЛА планировалось наделить Федеральную службу безопасности. Обсуждаемый проект постановления предполагал, что регистрация пройдет в упрощенном виде.
Заявителю необходимо было подать заявление в 1 экземпляре, указав: страну-изготовитель БПЛА; тип; серийный номер; год изготовления; назначение; наименование или ФИО изготовителя; тип и количество двигателей, их мощность; max взлетная масса; документ, подтверждающий изготовление БПЛА, документ, подтверждающий приобретение БПЛА; личные данные заявителя - физического или юридического лица (ФИО, паспортные данные, телефон, адрес местонахождения, основной номер госрегистрации и ИНН).
Далее орган учета должен был внести предоставленные данные в Государственную базу данных о беспилотных воздушных судах, ввезенных в РФ или произведенных в РФ, предоставляя заявителю справку о постановке на учет. После регистрации на борт БПЛА должен был наноситься опознавательный знак — регистрационный номер аппарата.
В связи с широким распространением БПЛА и расширением областей их применения понадобилось уточнить отдельные положения Воздушного кодекса РФ, а также создать государственную базу данных о БПЛА. Подготовленный Минтрансом законопроект был внесен в Госдуму в конце марта 2015 года, рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 19 марта 2015 года, принят Госдумой 22 декабря 2015 года. Закон был подписан 30 декабря 2015 года президентом РФ Владимиром Путиным.
Согласно документу, регистрации бы подлежали все БПЛА, максимальная взлетная масса которых равна или превышает 250 г. Таким образом, действие закона распространялось бы даже на радиоуправляемые макеты самолетов и детские игрушки, против чего в ходе обсуждения законопроекта выступали сообщества авиамоделистов, производители и продавцы дронов. Глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев пояснил журналистам, что даже такие небольшие БПЛА могут быть использованы для совершения терактов, поэтому данные о них необходимо будет вносить в специальный реестр.
Прежний закон оказался недоработанным, содержал чересчур жесткие ограничения и оставил без регулирования ряд важных вопросов (порядок регистрации и учета БПЛА, санкции в отношении нарушителей). Думе пришлось принимать поправки.
21 июня 2016 года Госдума отменила регистрацию БПЛА массой менее 30 кг. Во втором и третьем чтениях приняла правительственный законопроект, отменяющий обязательную сертификацию беспилотных гражданских воздушных судов, максимальная взлетная масса которых менее 30 кг.
4 июля 2016 года президент РФ В. В. Путин утвердил принятый Государственной думой днем ранее федеральный закон № 291-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Одним из главных изменений закона стало положение, отменяющее необходимость обязательной сертификации и регистрации БПЛА весом до 30 кг. Нынешняя версия смягчила положения закона от 30 декабря 2015, в которых говорилось об обязанности владельцев коптеров проходить процедуру сертификации и регистрировать все беспилотники весом более 250 г.
В Европейском Союзе в настоящее время нет законов, устанавливающих правила полетов и регистрации дронов. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) в 2015 году представило документ "Концепция эксплуатации БПЛА", на основе него планируется разработать свод правил, которые затем будут представлены на рассмотрение Еврокомиссии. Отдельные страны устанавливают локальные нормативы.
В частности, в Италии регистрации подлежат дроны взлетной массой 25 кг и выше, при этом полеты частных БПЛА запрещены при больших скоплениях людей, рядом с вокзалами, аэропортами, военными объектами, электростанциями и правительственными учреждениями. Запуск дронов в этой стране разрешается на открытом, хорошо просматриваемом пространстве на удалении не менее чем в 150 м от объектов городской инфраструктуры и не менее 50 м от людей и объектов частной собственности.
Максимальная взлетная масса подлежащего регистрации аппарата, ограничения по высоте и другим условиям полетов дронов отличаются в зависимости от страны.